Приключения Элой и ее друзей

28 апреля 2017г.  ps4     horizon zero dawn     exclusive   


Создатели Killzone выпустили новую игру, которая не стала продолжением какой-либо серии, переизданием или переосмыслением чего-либо. Horizon Zero Dawn представлена публике как оригинальная и самобытная игра, на стыке жанров action в открытом мире и rpg. Игровые журналисты не сговариваясь щедро наградили игру и разработчиков высокими баллами, игроки исписали форумы своими хвалебными отзывами, а из отдельных углов можно было расслышать: "10 из 10! О, боже!".

После такого успешного старта, я в свою очередь не смог удержаться от покупки данной игры и сейчас попробую рассказать, так ли все хорошо на самом деле и стоит ли вам тратить свои кровные на нее.


Вступление

— Хотелось ли тебе когда-нибудь узнать, что там в этих развалинах?

— Не особо. Да что там интересного можно найти, кроме проблем и столбняка? Все-таки, столько лет уже прошло, как эти места были построены. К тому же, эти места запретные, нельзя просто так взять и спуститься туда.

— И кто это запретил?

— Старейшины племени.

— И что? Охраны на входе нет, а если кто и лазил, то никто об этом никогда не узнает. Да даже если узнают, не припомню, чтобы кого-то наказали за это.

— Богохульство чистой воды. Никогда не стоит забывать про связь деяний великого божества с этими развалинами. Заодно вспомни, как становятся изгоями.

— Нарушая волю старейшин?

— Нарушая волю старейшин.

— А тебе, как изгою, не все равно?

Как и положено любой хорошей игре, Horizon Zero Dawn начинается... с пролога! И этот пролог действительно шикарен. Нет, в нем не происходит ничего особенно эпичного, вертолеты не взрываются, динозавры не воюют с роботами, стреляя друг в друга разноцветными лазерами, небоскребы не рассыпаются в труху. Просто сказочно красивый ролик на движке, рассказывающий о первых годах жизни главной героини. Мы познакомимся с самой героиней, узнаем, что ее зовут Элой, познакомимся еще с некоторыми важными и не очень персонажами, а также узнаем, что именно делает Элой такой особенной.

Делать красивое и увлекательное вступление — неплохой маркетинговый ход. Всё дело в том, что у многих игровых журналистов просто физически не хватает время чтобы пройти ее целиком. И большая часть оценок напрямую отражает качество первых вступительных часов. И если в игре скучная середина и скомканная концовка, то об этом вы узнаете исключительно по батхёрту игроков на форумах, но никак не от уважаемых игровых изданий.

Но вам скорее всего интересны не эмоции рецензентов, а завязка сюжета. Если очень кратко, то мы начинаем свое путешествие в довольно необычном сеттинге. Нам показывают быт довольно диких с виду племен, которые живут бок-о-бок с роботизированной фауной. Нет, обычные животные тоже встречаются, на которых можно поохотиться. Но это далеко не так интересно, как охота на механических лошадей, птиц, хищников и даже динозавроподобных гигантов. В самом начале наша героиня попадает в какой-то давно заброшенный подземный бункер, в котором можно найти некоторые записи и иссохшие трупы прежних его обитателей, из чего становится очевидным, что события игры происходят в будущем, после какой-то глобальной катастрофы. А что именно случилось и почему, игроку предстоит выяснить самостоятельно на протяжении пары десятков часов геймплея.

Его величество графон

— Подай, пожалуйста, огнежар

— Зачем он тебе понадобился? Хочешь весь лес спалить?

— Да не будь ты занудой! Ты же знаешь, что я умею с ним обращаться. Я просто хочу развести костер.

— Раскидай золу, там внизу наверняка ещё остались тлеющие угли, должно разгореться и так.

— Ну, как хочешь, просто ужин тогда придется подождать подольше.

...

— Люблю смотреть, как белый дым возносится в бесконечное черное небо, усыпанное тысячами блестящих огоньков. А иногда по пути встречается с облаками, и уже вместе они летят над бесконечной гладью нашего мира, взирая на происходящее под ними. Сколь нелепой, наверное, кажется им наша возня, все эти войны, борьба за жизнь и завтрашний день. Порой, мне очень хочется иметь такую же свободу, не бояться ничего, не переживать за судьбы других. Просто плыть где-то там высоко и наслаждаться мозаикой раскинувшейся до горизонта земли.

— Завтра встаем на рассвете. Ложись спать.

Чего у игры не отнять, так это красивой картинки. Вероятнее всего, вы уже видели геймплейные кадры на ютубе, в целом вам понравилось, но прилива энтузиазма вы не ощутили. Так вот, забудьте об этом опыте. Ютуб достаточно сильно пережимает кадры, содержащие множество мелких элементов, чей размер с трудом умещается в пиксель. И именно поэтому, 1080p на ютубе совсем не то же самое, что и 1080p на телевизоре, к которому подключена приставка с запущенной Horizon. Текстурки очень четкие, модели детализированные. Нет ощущения мыльности окружения даже при том, что DoF (Depth of Field, глубина резкости) в игре все-таки присутствует.

Размер текстур и количество полигонов не гарантируют красивую картинку сами по себе. И в этом плане у Horizon все в порядке. Художники постарались на славу и скомпоновали все так, что каждые минут десять хочется ставить игру на паузу и делать себе очередные обои на рабочий стол. И в этом вам поможет фоторежим. Игре с таким уровнем графики он просто необходим. Можно потратить немало времени, подбирая красивый ракурс, настраивая параметры изображения, время суток, играясь с настройками камеры и позой главной героини. Мало того, разработчики и сами понимают важность сего инструмента для продвижения своей игры, и в последнем обновлении внесли в него немало улучшений.

Кстати, Кодзима-гений-сан выбрал движок этой игры (Decima Engine) для своего будущего хита Death Stranding. А еще довольно красивый и кинематографичный Until Dawn тоже разработан на этом движке.

На этом про графон все. Потому что можно написать хоть десять страниц восхваляющего текста, но лучше все равно один раз увидеть. Хотя бы на скриншотах. Скриншоты самому мне делать лень, так как я уже наигрался и удалил Horizon со своей плойки, а качать заново ради нескольких кадров 50Гб - неоправданное увеличение энтропии. Поэтому тут и далее по тексту вставлю картинки сделанные другими пользователями в фоторежиме без добавления фотошопа.

Сидит дед, в сто шуб одет

Как вы наверное поняли из заголовка, речь пойдет не о застрявшем на северном полюсе полярнике в годах, а о луке. Ибо лук тут реально основное средство выживания. Нет, конечно есть еще взрывоопасная праща, и прикольный нитемёт, и еще всяких разных метательных штук. Но большую часть времени сражаться предстоит, конечно, из лука. И он тут действительно хорош! Horizon Zero Dawn одна из тех приставочных игр, где необходимость отвешивать хедшоты без автоприцела геймпадом не вызывает слез и нервной истерики у игрока. Целиться, особенно после прокачки slow-mo, довольно просто и удобно. Стрелять можно из стрел с самыми разнообразными насадками, которые Элой крафтит на бегу десятками за доли секунды. У многих роботов, с которыми вы будете сражаться, есть аллергия на некоторые типы стрел, от чего они значительно быстрее отключаются и отправляются в свой кибер-рай. Также уязвимой к определенному типу стрел может быть не весь робот целиком, а какая-то его часть.

Вообще, action-часть проекта получилась на удивление очень бодрая. Элой резво скачет, посылает град стрел, крафтит новые, перекатывается, использует особенности ландшафта, паркурит по скалам, и все это происходит чрезвычайно отзывчиво по велению игрока. Ни разу не припомню такого, чтобы Элой как-то затупила, застряла в двух камнях или проигнорировала мою команду резко отпрыгнуть в сторону. Для особых эстетов есть возможность пробираться мимо врагов бесшумно, вырубая противников критами, резко выскакивая на них из-под кустов, или небесной карой спрыгивая на них откуда-нибудь сверху. И надо сказать, стелс тут не самый плохой, особенно если вы успели привыкнуть к тупому AI игр навроде Assasin's Creed, в которых компьютерные болванчики, изображающие врагов, завидуют золотым рыбкам, чьей памяти хватает хотя бы на пять минут. К радости тех, кто стелс не любит, он совершенно необязательный (кроме одного задания из пролога, где у нас еще нет никакого оружия).

Раз уж я упомянул AI (искусственный интеллект, расшифровываю для ньюфагов), то стоит рассказать о нем чуть более подробно. На мой взгляд он получился очень хорошим для подобного рода игр. Не то чтобы я заметил какого-то удивительного поведения роботов, но тем не менее, набор рефлексов у врагов (людей и роботов) весьма недурственный. Они всячески пытаются поднырнуть или отскочить в сторону, если вы в них целитесь. И пара тройка-роботов, нападающих одновременно, могут стать проблемой. Про людей не могу сказать того же самого, опасными среди них считаются только самые толстые их представители, вооруженные имбовым огнестрелом. Таких лучше стараться обходить огородами и вырубать стелсовым хедшотом из высоких трав или складок местности.

Отдельная песня сражение с гигантским роботом-динозавром, который умеет стрелять не только лазерами, а также является довольно живучей гигантской крепостью на ножках. Первую схватку с ним вы, скорее всего, не скоро позабудете. При условии, что не испортите себе удовольствие забившись в какое-нибудь недоступное для него место и не расстреляете его позорно через дыру в текстурах.

Убийца ведьмака

У тебя, мой дорогой читатель, к этому моменту могло создаться впечатление, что перед нами действительно достойный конкурент этим вашим ведьмакам и скайримам. Ведь, казалось бы, все составляющие на месте: открытый мир, крутой графон, зубодробительный экшен, интересный и нелинейный сюжет, многочисленные квесты и сайдквесты, диалоги с вариантами ответов и прокачка - что еще нужно? На самом деле нужно, чтобы это все добро как минимум было бы не хуже, чем в том же ведьмаке, если мы сравниваем с ним. И сейчас я расскажу, как с этими составляющими обстоят дела в Horizon.

Начну с прокачки, которая по сути копирует систему перков из Far Cry 3-4 полностью. Вы сражаетесь с роботами и выполняете задания, получаете экспу, тем самым повышая свой уровень, в замен вам чуть-чуть накидывают хелсы и дают очко для прокачки. Вы можете выбрать какое-либо умение из списка, тем самым Элой научится в слоу-мо, бить из укрытий, стрелять на бегу и т.д. Абсолютно ничего интересного. Плюс, как и в фаркраях, вы можете шить всякие сумки для стрел, зелий и ловушек, которые можно крафтить из шкурок животных и прочего мусора с местных помоек.

Позвольте! Но ведь в этих ваших ведьмаках и скайримах тоже перки, вместо богоугодного S.P.E.C.I.A.L. или правил последней редакции DnD! Да, но есть нюансы в реализации. В Horizon определенно калька с экшенового фаркрая и ролевой системой не пахнет даже близко. Крафт не спасает абсолютно, ибо тут он тоже больше для галочки.

Но может в игре есть интересные разветвленные диалоги, благодаря которым можно отыграть определенную роль своего персонажа и узнать много нового и интересного о мире и его обитателях? Спойлер: таких диалогов нет. От слова вообще. Даже возможности выбора в духе "да/нет/сарказм" не предоставляется. Зато разработчики добавили колесо с тремя вариантами "как в ME". Первый — на эмоциях, со значком сердечка, второй — обдуманный взвешенный ответ, со значком мозга, третий — с позиции силы, со значком кулака. Это могло бы быть интересным, если бы не два "но": варианты ответа не влияют вообще ни на что, подобное колесо будет попадаться крайне редко, в основном только по сюжетным квестам. Никакого ветвления диалогов не будет, отношение персонажей к вам не поменяется.

Про квесты и сайдквесты, чтобы не отнимать ваше время на долгое чтение (а этот обзор я и так уже затянул), расскажу максимально кратко. Интересных и разветвленных историй нет, а те что есть как правило сводятся к тому чтобы пройти по дорожке из "ведьмачьего чутья", попаркурить по пути, убить N-роботов и вернуться сдать квест за экспу. Чего-то именного и уникального, брони или оружия, вам не подарят, просто потому, что разрабы не предусмотрели. Есть в игре один уникальный костюм, на который вы будете облизываться всю игру. Но минус в том, что получить вы его сможете (или не сможете, если будете не слишком внимательны в процессе прохождения) только в самом конце основной сюжетной линии. То есть ровно тогда, когда он вам уже не особо сильно будет нужен.

Если простая система прокачки и крафта для многих не будет минусом, а скорее даже плюсом, то вот скучные диалоги, плохую проработку персонажей и никакие сайдквесты простить игре уже сложнее.

Зойка-пересменщица

Тут на днях пытались анализировать успешность игры по количеству выпускаемого косплея и фанарта. И чуть не пришли к выводу, что игра провалилась, так как в отличие от той же 2B из Nier Automata, можно сказать, что косплея почти нет. На самом деле проблема не в успешности и не в сложности крафта, а в образе Элой. Будучи героиней из сюжета про девочек для девочек, она представлена авторами крайне целомудренной. Здесь нет никаких намеков на сексуальность, никаких скабрезных сцен, намеков, полуобнажения и панцушотов. Даже в лицах встречных мужчин, парней и мальчишек читается скорее уважение, чем желание и похоть. Что, конечно, весьма странно для диких племен. Отчасти это объясняется несовершеннолетним возрастом героини и нежеланием авторов получить иск за секса в отношении к несовершеннолетним. Но ведь им ничего не мешало докрутить пару годков? И когда дикари (которые нифига не дикие, а каждый просто верх интеллигентности) интересовались возрастом объекта своего желания?

Подростковая антиутопия

Впрочем, я отвлекся, хотя и планировал подвести вас к утверждению, что Horizon Zero Dawn очередное подростковое кинцо, построенное по принципу каких-нибудь голодных игр. Судите сами: главная героиня по непонятным причинам изгой, у нее нет друзей ее возраста и с ней никто не разговаривает. При всем при этом, она оказывается избранной, обладает невероятной физической подготовкой и вообще, умница красавица. Люди вокруг со временем начинают понимать, что зря относились к ней так раньше, но она не мстит всем подряд за прошлое отношение, потому что слишком благородна, чтобы опускаться до их уровня. Сильные мира всего стелятся перед ней, влюбляясь в нее чуть ли не с первого взгляда, но она всех отшивает, так как еще слишком юна для того, чтобы связывать свою жизнь с кем-то и еще не нашла себя в этом мире. Корочи, все как положено в подростковых книжках для девочек. 

Если вы относитесь к ЦА подобных сюжетов, то претензий к игре у вас не будет совсем. Лично я предпочел бы более брутальный и мрачный сюжет, с черным юмором, в духе тех же приключений Геральта, например (придется ждать God of War). Поэтому и ругаю. Ну и из-за того, что персонажам приходится соответствовать описанным выше канонам, они ведут себя крайне неубедительно. Слишком все вокруг благородные, какие-то, правильные. Сытые и трудолюбивые. На погибший в катастрофе мир никак не тянет.

Игра года

Резюмируя, хочу сказать, что могло получиться сильно интереснее, если бы разработчики потратили больше времени на проработку персонажей, сайд-квесты и прочие интересные активности в открытом мире. В итоге, им удалось выдать невероятно красивую игру (часто прощаешь ей все недостатки просто залюбовавшись очередным пейзажем) с очень крепкой action-составляющей. Не 10 из 10, но великолепный эксклюзив, во многом оправдывающий покупку PS4. Категорически рекомендую к ознакомлению.